Ювелирное искусство Сальвадора Дали
«Идеальная вещь для меня та, которая абсолютно ни для чего не пригодна. Эту вещь нужно просто носить, и это — ювелирное украшение»
С. Дали
Всем известен эксцентричный художник XX века Сальвадор Дали. Но немногие знают, что он был разноплановым творцом и покорил практически все области искусства.
Живопись, литература, кинематограф, скульптура, графика, дизайн, ювелирное дело — везде остался значимый и незабываемый след Дали.
Почему художник стал ювелиром?
Ответил на этот вопрос сам Дали, написав 10 заповедей для будущих художников. Одно из них гласит:
“Учись делать так, чтобы твоя кисть рождала золото и драгоценные камни”.
Великий сюрреалист не был ювелиром в привычном понимании этого слова.Он не плавил металл, не отливал его в формы, не обтачивал. Он рождал саму идею украшения, его эскиз. Художник досконально вырисовывал и прорабатывал делали, создавал саму технологию изготовления, лично выбирал и приобретал драгоценные камни и металлы. Назвать мастера просто дизайнером не поворачивается язык. Сальвадор Дали — Ювелир.
Изготовлением украшений Дали начал заниматься в 1941 году. По его эскизам и комментариям работал близкий друг, ювелирных дел мастер, Карлос Алемани.
Отличительными чертами всех изделий были яркость, броскость и смысловая насыщенность. Если камень, то кровавый рубин, чистейший жемчуг, сказочный коралл, глубинный изумруд, грозовой сапфир. Если металл, то ослепительное серебро, сверкающее золото. Ни одного намека на приглушенные тона и спокойствие.
Живя в США с 1942 по 1944 годы Дали вместе с ювелирами Дома Вердура изготавливает драгоценности в веяниях эпохи Возрождения. Атмосфера культуры Америки была благодатна для экспериментов в творчестве. Воюющая европа к такому не располагала. Да и в послевоенное время был спрос только на традиционные украшения, не выбивающиеся из размеренного ритма жизни.
Как и ситуация в мире, так и творчество Дали под влиянием времени претерпевает изменения к концу 40-х годов. Как и картины, украшения стали наполнены символами, афоризмами, каждая деталь несла свой неповторимый смысл. Сокровища 50-х годов становятся более целостными и самостоятельными и уже не копируют полотна художника.
В Европе продемонстрировали ювелирные произведения Дали в 1971 г.
Несмотря на некоторую иронию и признание китчем деятельность художника, его работы в эпоху сюрреализма были признаны и оценены по достоинству.
В 50-х годах, один американский миллионер выкупил в личную коллекцию первые украшения Дали — 22 золотых произведения искусства. Потом изделия гениального автора пропали из виду на долгое время.
В конце 90-х-м украшения вернули в Испанию, в родной город Сальвадора Дали — Фигерас.
Театр-Музей Дали
Популярный музей Сальвадора Дали находится в городе Фигерас, недалеко от Барселоны. Долгие годы выдающийся мистификатор работал над сотворением памятника своему искусству. Автор воплотил особенности своего внутреннего мира из коктейля комплексов, страданий, гордости и самовосхваления в музее. Для публики художник претворял в жизнь самые свои смелые идеи. Он был убежден, что зрители вдыхают жизнь в произведения и тем самым делают их бессмертными. Для этого и был создан музей.
Музей-театр так же неоднозначен и необычен, как и гений создавший его. Он представляет собой нескончаемый лабиринт коридоров, лестниц, залов и комнат. За каждым поворотом вы встретите невероятные сюрпризы и шедевры.
В музее Сальвадора Дали есть отдельная галерея, в которой выставлены ювелирные произведения художника.
Те самые украшения
“Ювелирно оформленные вещи – украшения, медали, кресты, предметы искусства были задуманы не для того, чтобы храниться мертвым грузом в бронированной камере. Они были созданы, чтобы радовать глаз, поднимать дух, будить воображение и выражать убеждения.»
Сальвадор Дали
Всего было нарисовано 39 эскизов и 37 воплощены в шедевры ювелирного искусства. Бесспорно, образ автора, его эксцентричность отражены во всех произведениях. Не исключение и украшения в стиле Сальвадора Дали.
Мы рассмотрим некоторые из них.
- “Глаз времени” — брошь-часы, 1949 г. Человек не способен преодолеть время и нарушить его ход, все подвластно только времени. И в то же время, от глаза не укроется ни настоящее, ни будущее. Веки изготовлены из платины с бриллиантами, алмазная слеза вытекает из уголка глаза — рубина. Вместо глазного яблока — золотые часы.
- “Рубиновые губы с зубами как жемчуг” — брошь (1949 г). Долгие годы художник находится под впечатлением от красоты женских губ, а именно Мэй Уэст.Не могло это увлечение не коснуться и ювелирных изделий. Брошь сделана в подарок для актрисы Поллет Гадар. 18-ти каратное желтое золото, рубины со смешанной огранкой и натуральный белоснежный жемчуг.
Новым веянием и особенностью ювелирных произведений Дали стали механизмы. Они приводили части изделий в движение.
- “Рубиновое сердце”, 1953 г. — Сердце из чистейших рубинов, обрамленных в золото. Корона инкрустированная изумрудами, аквамаринами, хризолитами, сапфирами и бриллиантами. Сердце в сердце. Встроенный уникальный механизм, пульсирует в ритме живого сердца. Этот механизм не требует подзавода и работает не переставая. Мастер уничтожил эскизы и остается загадкой механизм этого произведения.
- “Живой цветок”, 1959. Композиция из лепестков-рук движется, цветок открывается и закрывается. Механизм, заставляющий жить, спрятан в малахитовой сердцевине.
- “Чаша жизни”, 1963 г. В эпоху Возрождения, чаши, кубки пользовались особой популярностью. Этот шедевр выполнен из 18 каратного золота, редких желтых бриллиантов, сочных рубинов и сапфиров. Механизм приводит в движение крылья бабочек и чаша оживает.
- “Падший ангел”, 1963 г. Крылья ангела опускаются и поднимаются. Зрелище завораживающее в своём блеске. Бриллианты, рубины и огромный топаз.
В некоторых работах художник объединяет камни и художественные произведения. Картины нарисованы на украшениях и внутри них.
- “Космический слон», 1961 г. Один из самых узнаваемых образов в творчестве Сальвадора Дали. Это образ навеянный военным временем, тоской и одиночеством. Он был изображен на полотне, в скульптуре и наконец воплотился в ювелирном украшении.
- “Дафна”, 1967 г. По вине бога Аполлона прекрасная девушка, превращенная в лавровое дерево нашла воплощение в работе Дали. В центре камень, топаз, за которым прячется женский портрет работы мастера.
Во всех работах прослеживается основная идея автора: протест против значимости драгоценных камней и дорогого металла и обесценивания работы истинных мастеров своего дела. Ценно только искусство, а не то, из чего оно создается.