C 4 октября 2022 года по 5 февраля 2023 года в Новой Третьяковской Галерее проходит выставка “Дягилев. Генеральная репетиция”. Выставка приурочена к 150-летию со дня рождения великого импресарио. На выставке представлены эскизы костюмов и декораций, фотографии спектаклей и репетиций, и конечно, костюмы.
Рекомендовано к посещению всем неравнодушным.
Русские сезоны
Что такое знаменитые «Русские балеты»? В нашем восприятии это «Лебединое озеро», Большой театр и Мариинка, а для остального мира это острый, непредсказуемый, демонстративно меняющий формы и провокационный проект.
Этот непривычный образ русского балета создал Сергей Павлович Дягилев. С легкой руки величайшего антрепренера 20 века, все эти гипнотические процессы, красочные древности, мистическое и театральное, все то, что так интересовало русских художников, стало для Запада образом самой России. Сомнительно, что Дягилев ставил перед собой такую задачу. Его целью было пропиарить современное русское искусство. Своими Сезонами маэстро Серж «взорвал» Париж.
Что же такое Русские сезоны? Это рождение и проверка на прочность передовых идей в области музыки, новейшие, сложные постановки и их обнародование. Именно тут прошли предвоенные мировые премьеры трех первых балетов Игоря Стравинского, который вскоре станет одним из величайших композиторов 20 века.
Знаменитые участники труппы
Дягилев не только выбирал и продвигал - он взращивал звезд, создавая каждого из них, как проект. Затем, получив то, что считал нужным, Дягилев безжалостно завершал сотрудничество, освобождая место для следующего гения. До войны процесс смены труппы шел медленно: из художников все годы лидировал Бакст, которого периодически оттеняли Рерих, Анисфельд или Бенуа. А в хореографах царил Михаил Фокин, пока в 1912 году Дягилев внезапно не развил проект хореографа Нижинского.
В среде художников постепенно начинает лидировать скандальная авангардистка Гончарова и ее муж Ларионов и, наконец, художники парижской школы. Начинается новая, захватывающая эпоха в истории дягилевской антрепризы. И если в первый период Дягилев знакомил Европу с Россией, то теперь его задачи глобальнее. Теперь Дягилев знакомит Европу с Европой.
Его сценографами поочередно становятся ведущие живописцы новых направлений: Пикассо, Дерен, Матисс, Брак, Грис, Миро, Утрилло, Кирико, Руо. Этот проект можно назвать «Скандальная живопись на сцене». Сценография «Русских балетов» по-прежнему на равных соперничает с хореографией. Этот проект не только обогащает дягилевские спектакли серьезным изобразительным искусством, но придает новое направление развитию самой европейской живописи, поскольку в круг интересов крупнейших художников-модернистов включается театр. Так Дягилев начинает формировать пути мирового искусства.
Дягилев вобрал в себя все: и «серебряное» вступление в новый ХХ век, и сам этот век, который, по ахматовскому летоисчислению, «начался осенью 1914, вместе с войной». И то, что на бытовом уровне казалось чередой предательств, цинизмом коммерсанта или потаканием очередному фавориту, на более глубоком уровне было результатом вслушивания в эпоху. Поэтому в широком смысле влияние Дягилева на мировую культуру аналогично тому, как на эту культуру влияло само время.