Главная > Блог > Великий импресарио Сергей Дягилев и костюмы русского балета

Великий импресарио Сергей Дягилев и костюмы русского балета

20.11.2022
C 4 октября 2022 года по 5 февраля 2023 года в Новой Третьяковской Галерее проходит выставка “Дягилев. Генеральная репетиция”. Выставка приурочена к 150-летию со дня рождения великого импресарио. На выставке представлены эскизы костюмов и декораций, фотографии спектаклей и репетиций, и конечно, костюмы.
Рекомендовано к посещению всем неравнодушным.
Выставка Дягилева

Русские сезоны

Что такое знаменитые «Русские балеты»? В нашем восприятии это «Лебединое озеро», Большой театр и Мариинка, а для осталь­ного мира это острый, непредска­зуемый, демонстративно меняющий формы и провокационный проект.

Этот непривычный образ русского балета создал Сергей Павлович Дягилев. С легкой руки величайшего антрепренера 20 века, все эти гипнотические процессы, красочные древности, мистическое и театральное, все то,  что так интересовало русских художников, стало для Запада образом самой России. Сомнительно, что Дягилев ставил перед собой такую задачу. Его целью было пропиа­рить современное русское искусство. Своими Сезонами маэстро Серж «взорвал» Париж.

Русские сезоны
Что же такое Русские сезоны?  Это рождение и проверка на прочность передовых идей в области музыки, новейшие, сложные постановки и их обнародование. Именно тут прошли предвоенные мировые премьеры трех первых балетов Игоря Стравинского, который вскоре станет одним из величайших композиторов 20 века.

Знаменитые участники труппы

Дягилев не только выбирал и продвигал - он взращивал звезд, создавая каждого из них, как проект. Затем, получив то, что считал нужным, Дягилев безжалост­но завершал сотрудничество, освобождая место для следующего гения. До войны процесс смены труппы шел медленно: из художников все годы лидировал Бакст, которого периодически оттеняли Рерих, Анисфельд или Бенуа. А в хореографах царил Михаил Фокин, пока в 1912 году Дягилев внезапно не развил проект хореографа Нижинского.
Звезды Дягилева
В среде художников постепенно начинает лидировать скандальная аван­гар­дистка Гонча­рова и ее муж Ларионов и, наконец, художники парижской школы. На­чи­нается новая, захватывающая эпоха в истории дягилевской антрепризы. И если в первый период Дягилев знакомил Европу с Россией, то теперь его зада­чи глобальнее. Теперь Дягилев знакомит Европу с Европой.
Наброски Гончаровой
Его сцено­графами поочередно становятся ведущие живописцы новых направ­лений: Пикассо, Дерен, Матисс, Брак, Грис, Миро, Утрилло, Кирико, Руо. Этот проект можно назвать «Скандальная живопись на сцене». Сценография «Рус­ских балетов» по-прежнему на равных соперничает с хореографией. Этот проект не только обогащает дягилевские спектакли серьезным изобра­зительным искусством, но придает новое направление развитию самой евро­пейской живописи, посколь­ку в круг интересов крупнейших художников-модернистов включа­ется театр. Так Дягилев начинает формировать пути мирового искусства.
Дягилев
Дягилев вобрал в себя все: и «серебряное» вступление в новый ХХ век, и сам этот век, который, по ахматовскому летоисчислению, «начался осенью 1914, вместе с войной». И то, что на бытовом уровне казалось чередой преда­тельств, цинизмом ком­мер­санта или потаканием очередному фавориту, на более глубоком уровне было результатом вслушивания в эпоху. Поэтому в широком смысле влияние Дягилева на мировую культуру анало­гич­но тому, как на эту культуру влияло само время.

НАВЕРХ