Pantone – это общепризнанный мировой авторитет и стандарт в области цвета и самый универсальный цветовой язык в мире. Если немного сузить понятие, то пантон — это определенный цвет, созданный с помощью смеси нескольких цветов и имеющий свой собственный номер по классификации Pantone Matching System (PMS).
Эта таблица цветов была разработана одноименной американской компанией в середине 20 века (если быть точнее, в 1963), когда начался активный рост количества типографий, работу которых необходимо было как-то стандартизировать.
Каждый цвет в этой системе имеет свой кодовый шифр, состоящий из латинских букв и цифр, что позволяет пользоваться им людям всех стран и наций. Для каждого Pantone-цвета указано, каково процентное соотношение базовых цветов CMYK следует взять, чтобы получить именно этот цвет или оттенок. Для выбора нужного оттенка Pantone существуют специальные каталоги, в которых каждому оттенку соответствует свой номер. Цвета в современных справочниках Pantone располагаются в хроматическом порядке, т.е. в порядке цветовой гаммы. Такое расположение обосновано удобством работы для дизайнеров, выбирающих цвета для нового проекта.
Уже на протяжении 20 лет Институт цвета ежегодно предсказывает и выбирает оттенок, который будет превалирующим в течение года в таких сферах, как дизайн, реклама, мода, косметика, живопись, архитектура, интерьер.
Специалисты Института цвета Pantone изучают и собирают данные по наиболее часто использующимся оттенкам в разных отраслях деятельности людей, исследуют социокультурные изменения. В том числе сотрудники анализируют уже начиная с весны тенденции подиумов Парижа, Милана и Лондона, социальные сети, фотографии улиц и наружной рекламы, стритстайл, выставки, новинки технологий, арт-проекты, гардеробы звёзд Голливуда.
Проводятся исследования, как тот или иной оттенок влияет на эмоции, поведение, мотивационную сферу, покупательский спрос. Два раза в год специальная комиссия конфиденциально встречается для обсуждения промежуточных выводов.
Цвет следующего года объявляют в декабре по результатам анализа, после подведения всех итогов. Цвет года отражает глобальные тенденции и настроения в обществе, культуре. Выбор компании Пантон публикуется в Pantone View — руководстве для рекламных агентств, дизайн-студий, флористов, модельеров и других компаний.
Pantone выбирает тот цвет, который уже стал популярным. То есть компания фиксирует имеющиеся тенденции и даёт свои рекомендации на основе исследований, а не диктует и не указывает, какой цвет должен быть самым «модным».
Компания Пантон сама выпускает продукцию в цветовой гамме цвета года и поддерживает ряд других брендов, создавая совместно с ними капсульные коллекции. Интересно, что есть отель Pantone, каждый номер которого оформлен в дизайне определённой цветовой схемы по PMS.
Каждому цвету Pantone даёт имя, используя игру в ассоциации: связь с эмоциями в названии оттенка обязательно должна быть.
В 2020 году лидировал классический синий - цвет спокойствия, чистоты, стабильности и уверенности. В стразах это Capri Blue, Sapphire.
Пантон представляет текстуру этого цвета бархатистой, мягкой.
Интересно, что этот цвет обладает исцеляющим эффектом, помогает снизить уровень тревоги и стресса - настоящего бича современности, внушает доверие и надёжность. Классический синий - оттенок универсальный, вневременной, подходит всем людям.
Партнёры компании Пантон включили в разработку своих брендов идею о синестезии, или мультисенсорности: так, синий цвет можно не только видеть, но и потрогать, послушать, обонять и попробовать на вкус. Парфюмерная компания Firmenich из Швейцарии создала свечу, а компания Tealeaves подготовила для своих клиентов травяной чай, посвящённый этому цвету.
На 2021-й год «победителями» выбраны 2 цвета:
PANTONE 17–5104 Ultimate Gray (Безупречный серый); Crystal
PANTONE 13–0647 Illuminating (Освещающий).
В эмоциональном плане эта пара цветов передает послание силы и надежды, одновременно стойкое и воодушевляющее. Союз этих двух цветов — это вдохновляющее сочетание, в котором вдумчивость и глубина серого оттеняется оптимистичным солнечно-желтым.
Цветом года 2022 назван оттенок сиреневого PANTONE 17–3938 Very Peri (барвинок). Блистать можно в оттенках Alexandrite, Violet, Pale Lilac.
Примечательно, что впервые в истории этот цвет был создан для цветовой программы Pantone специально - как микс синего с красно-фиолетовым, а не выбран из уже существующих. По словам вице-президента Института цвета Pantone Лори Прессман он наиболее точно отражает «глобальные инновации и преобразования» в мире и обществе, «подчеркивает огромные возможности, которые открываются перед нами».
Very Peri поощряет творческий подход, находчивость и отражает такие настроения как безметяжная уверенность, смелость первооткрывателя, любопытство и открытость новому.
По замыслу создателей цвет является символом глобального духа нашего времени и переломного периода истории, который мы переживаем. В его интригующем смешении оттенков отражено слияние реального и виртуального мира, создание новых метавселенных и повышение значения творчества в цифровой среде.
Цветом текущего года выбран PANTONE 18–1750 Viva Magenta (Ruby и Fuchsia в кристаллах) насыщенный кармино-пурпурный оттенок, с нотками фиолетового и терракотового. Сильный, смелый, пульсирующий энергией, он задает праздничный позитивный настрой, прославляет индивидуальность личности и предлагает начать новый жизнеутверждающий нарратив.
Viva Magenta - это свежее прочтение красного, дополненное цветовыми переходами и полутонами. Получившийся результат экспрессивен, наэлектризован, наполнен бунтарским духом и остроумием, олицетворяет чистую радость жизни и приглашает каждого к открытому самовыражению без границ.
«В наш век технологий, мы ищем вдохновения в природе и простых настоящих вещах. PANTONE 18–1750 Viva Magenta из линейки красных вдохновлен кошинелью - одним из наиболее драгоценных природных красителей, который одновременно является сильнейшим и ярчайшим из всех существующих. Уходящий корнями в первобытность PANTONE 18–1750 Viva Magenta воссоединяет нас с реальностью. Взывая к силам природы, он пробуждает наш дух и помогает найти источник внутренней силы».
(Леатрис Айзман, директор Института цвета Pantone)