Главная > Блог > Брошь - как искусство

Брошь - как искусство

03.12.2018

Но, это просто неправда. Броши надо уметь носить, как корсеты и шляпки с вуалью! Такой сильный ход могут сделать далеко не все. Найти свой способ ношения броши – это настоящий подвиг. Здесь легко ошибиться и превратить аксессуар в ненужный или, хуже того, лишний штрих.

Изготовление броши из страз и бисера – это на самом деле простое занятие, которое окупится сторицей, когда вы создадите украшение, которое прослужит вам и при “выходе в свет”, и даже может передаваться из поколения в поколение. Какие же броши дарили нашим бабушкам? Какие броши носили несколько веков назад? Выбрать мотив для создания собственной бижутерии из искусственных страз проще простого, если понимать историю украшения.

Броши никогда не были “просто так”. Со времен Бронзового века племена и империи использовали броши и их разновидности с сугубо утилитарной целью. Завязать шарфик, например, штаны подоткнуть, заколоть юбку на новый лад. Римляне, греки, германцы и кельты называли аксессуар фибулой. Археологи говорят, что фибулу найти совсем нетрудно, но это очень важный артефакт. Элементы фибул говорят о многом, помогают датировать находку и, как правило, хорошо сохраняются.

Немецкая фибула 5-го века

Немецкая фибула 5-го века

В византийский период на брошах стали появляться орнаменты, но они пока еще не стали украшениями. В раннем средневековье в Ирландии и Британии появились кельтские броши, в виде длинной булавки, протыкающей кольцо. (Вспомнили “Властелина Кольца”? Всех эльфов, которые крепили свои накидки именно такими кельтсткими фибулами?)

[caption id="attachment_171" align="aligncenter" width="240"]Серебряная римская фибула Серебряная римская фибула в виде крыла. Примерно 100-200 гг.[/caption]

В византийский период на брошах стали появляться орнаменты, но они пока еще не стали украшениями. В раннем средневековье в Ирландии и Британии появились кельтские броши, в виде длинной булавки, протыкающей кольцо. (Вспомнили “Властелина Кольца”? Всех эльфов, которые крепили свои накидки именно такими кельтсткими фибулами?)

[caption id="attachment_170" align="aligncenter" width="300"]кельтская брошь Серебряная кельтская брошь, найденная в графстве Камбрия, Англия, начало 10 века. Изображение: British Museum[/caption]

Довольно долго были популярны так называемые “горевальные” броши. Моду на их ношение ассоциируют с Королевой Викторией, которая двадцать лет своего правления горевала по своему мужу Принцу Альберту. Как и все остальные “горевальные” украшения, чаще всего в эти броши под стекло вставлялись либо фотографии, либо локоны, либо грустные, романтические картинки по теме (например, изображение горюющей около памятника вдовы). Таким образом, рано ушедший близкий человек был всегда рядом с владельцем броши, сережек или кольца, что хорошо сочеталось с верой в загробный мир и вечную любовь.

В 17-18 веках (и позже еще раз спустя столетие) любительницам ярких образов на вечеринках полюбились страусиные перья, а вместе с ними и заколки с драгоценными камнями под названием Эгрет (или “эгретка”, от фр. Aigrette - «цапля»). Чаще всего это была брошь с плоскими драгоценными камнями, к которой крепились перья. Эгрет закалывали на шляпке или на высокой прическе. Из-за значительного увеличившегося силуэта сзади (из-за невероятно объемных юбок, которые все еще были в моде), возникла потребность в том, чтобы зрительно вытянуть фигуру, сделать ее изящнее.

5

С эгретками в волосах многие дамы стали похожи на водоплавающих птиц, но тренд был сильнее карикатур в газетах.

[caption id="attachment_167" align="aligncenter" width="300"]эгрет Античный эгрет S.J. Phillips с эффектом en tremblant, с бриллиантами в серебре на золотой подложке.[/caption]

Разновидностью эгретов стали броши “En tremblant “, от французского “дрожащие”. Это были те же шикарные броши с россыпью камней, но с таким встроенным механизмом (как правило, пружинкой), который заставлял брошь двигаться при ходьбе, трепыхаться как бабочкины крылья, а камни переливаться. Исполненные в форме цветов или птиц, в мягком свете свечей, такие броши производили яркое впечатление.

В конце 19 века высокопоставленные дворяне, будучи уже достаточно материально богатыми, возжелали культурного обогащения. Стали популярны поездки Гранд Тур (“Grand Tour”) –– большие путешествия ради путешествий по Европе (что было редко, дорого, труднодостижимо). Тогда появились итальянские броши Гранд Тур, из Венеции, Флоренции и Рима. Выполнялись они в двух мозаичных техниках: пьетра дуре (флорентийская техника с использованием поделочных камней для создания “вечных” пейзажей) и стеклянная тессера (древнеримский мозаичный кубик). И если сейчас принято привозить магниты на холодильник, то тогда дамы и кавалеры покупали сложные броши из камней из стекла на вечную память о таком путешествии с мельчайшей мозаикой.

[caption id="attachment_166" align="aligncenter" width="300"]Античная брошь Античная брошь Grand Tour, выполненная в технике микромозаики, Рим.[/caption]

Для создания образа при помощи броши нужна смелость, романтичность натуры и умение ладить с противоречиями –– классические женские качества. Любую из брошей, которые мы сегодня вспомнили: лаконичную кельтскую, восхитительные эгретки и тремлан, даже горевальные, как знак вечной, непрекращающейся жизни, и броши Гранд Тур, можно повторить и сегодня, сделав великолепную брошь своими руками из страз.

Чтобы определиться с формой, можно взяться за классические мотивы: цветы, бабочки, птицы, пейзажи: символы весны, жизни и свободы, и их красоты. Сейчас существует большое разнообразие камней и кристаллов, с которыми не нужно особенных прелюдий: они легко пришиваются (пришивные стразы) или приклеиваются (клеевые камни), их можно зацепить на подложку с помощью специальных креплений (стразы броши). Большие и маленькие, с невероятным блеском они абсолютно ничем не отличаются от природных камней, позволяя проявить фантазию.

Да, в классика всегда в моде, но сейчас это классика свободных форм и мягких струящихся тканей. Оверсайз пиджаки, юбки и брюки, не определившиеся с формальностями: на выход, в спортзал или в офис? Сегодня даже в пиджаке или в тренче невероятного XXL угадывается нежная, женская натура и для таких образов броши подходят как нельзя кстати. И в создании такого элегантного аксессуара очень кстати оказываются стразы и бисер.

 

НАВЕРХ